Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:

  • эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
  • нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
  • нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
  • в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д.

Теоретически адаптацию можно разделить на три стадии. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Проблемы адаптации:

  1. Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада;
  2. Несформированность навыков самообслуживания;
  3. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
  4. Ослабленное здоровье;
  5. Чрезмерная тревожность родителей, гиперопека;
  6. Детская вседозволенность (не знает слов «нет», «нельзя»).

Именно об этих проблемах адаптационного периода будем сегодня говорить.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Вечером рекомендуется оздоровительный массаж. Сейчас мы с вами попробуем это на практике.  Детский массаж выделяется как особый вид массажа т. к. способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок. Местом проведения массажа может быть любая твердая поверхность. Можно делать массаж на полу или на жестком щите, положенном на мягкую мебель. Важнейшее условие — твердая опора, в противном случае ваши усилия будут распространяться не только (и не столько) на тело ребенка, но и на мягкий диван или кровать. Массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком.

Приемы классического массажа

Техника массажа слагается из множества отдельных приемов, которые можно свести к следующим пяти основным:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • ударные приемы;
  • вибрация.

Поглаживание

Сущность этого приема, как это следует из самого названия, заключается в поглаживании данной области тела, производимом в определенном направлении. С поглаживания чаще всего начинается массаж, и им же он обычно заканчивается. Движение рук происходит в различных направлениях: продольном, поперечном, круговом, зигзагообразном и т. д.

Растирание

Суть приема состоит в смещении или растяжении тканей в различных направлениях. При растирании массирующая рука должна сдвигать, смещать кожу, а не скользить по ней. Другими словами: растирание — это массаж глубже лежащих тканей через кожу. Существует несколько разновидностей приема: растирание подушечками пальцев; растирание основанием ладони; растирание тыльной поверхностью сложенных в кулак пальцев; растирание подушечкой отдельно большого, указательного или среднего пальца; растирание локтевым краем кисти.

Разминание

Разминание состоит в захватывании, приподнимании, сдавливании и смещении тканей. Это трудоемкий и технически сложный прием, занимающий много времени почти в любом виде массажа. Разминание сильнее, чем все другие приемы, воздействует на нервно-мышечный аппарат. К вспомогательным приемам разминания относят: валяние, накатывание, сдвигание, растяжение, надавливание, щипцеобразное разминание, пощипывание, сжатие.

Вибрация

Вибрация характеризуется применением быстрых колебательных и толчкообразных движений, вызывающих сотрясение тканей.  Легкое сотрясение тканей действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное — возбуждающе. Сотрясение тканей действует обезболивающим действием, что используется при различных травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку.

Давайте вместе попробуем сочинить сказку. Я начну. А вы продолжайте. Маленький мишка впервые пошел в садик и ему…

«Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?

Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

Ритуалы прощания:

  1. Поцелуй в карманчике. Один из самых милых и популярных ритуалов. Задача мамы — «сложить» в карманчик или «спрятать» в ладошку волшебный поцелуй, который малыш сможет достать, когда будет сильно скучать.
  2. Помахать в окошко. Этот метод работает на «постепенное удаление», разделение. Малышам нравится стучаться в стекло, махать, их захватывает эта иллюзия, что мама вроде близко, но по другую сторону стекла, а маме такой вариант помогает уйти так, как требуют психологи: не поддаваясь на капризы и сразу, не затягивая процесс прощания.
  3. Поцелуй носами. Милый метод сказать «пока» по-особенному. Маленькая забава-игра, которая способна немного повеселить и отвлечь карапуза. Еще можно целоваться ручками, локтями, лбами… В общем, чем угодно. Это никак не влияет на эффективность такого прощания.
  4. Секретный жест. Для бруталов или тех, кому совсем не нравятся объятья, поцелуйчики и другое «мимими». Например, почесывание уха значит “я тебя люблю”, а подмигивание «я буду скучать». Можно ещё попрощаться на «секретном языке» (набор непонятных никому звуков). Это очень умильно и смешно, особенно для детей.
  5. Игрушка-целовашка. Это не простая кукла/зверюшка взятая из дома, а особая игрушка “заряженная” маминой любовью. Возьмите любого пупса, который нравится малышу и расскажите, что он будет рядом, пока мама вынуждена уйти. Игрушка с радостью “поцелует и обнимет” ребёнка, когда он сильно заскучает, и будет охранять малыша.
  6. Прощальная песенка. Можно найти самые разные короткие песенки-прощания. Если вы добавите в песню имя малыша и нежно будете напевать в преддверии разлуки, это поможет малышу заранее подготовиться и сделает само расставание более мягким. И такой прием будет работать скорее на подсознательном уровне, а значит, эффективнее любых слов.
  7. Что ты видишь? Маленькая игра, с помощью которой можно облегчить дорогу до детского сада. Это не само прощание, но многие малыши начинают переживать разлуку ещё до прихода в сад. Чтобы их успокоить, хорошо подойдет песня или такая игра. Суть в том, что вы с малышом поочерёдно называете объекты, которые встречаются вам на пути.
    Это, кстати, неплохо развивает словарный запас и внимательность. Так мы, например, начинали с деревьев и дороги, а теперь дочка с радостью заявляет: “я вижу антенну вон на том доме/ кошку в окне/несъедобные грибы”. Эта игра увлекает и полностью отвлекает от скорого расставания.
    Кстати, в эту игру можно играть в любое время, будь то дорога в садик, поездка к бабушке, прогулка по лесу...
  8. Золотой ключик. На самом деле ключ может быть и не золотым, главное что-то открывать. Например, почтовый ящик, шкатулку с сокровищами… Главное, чтобы это что-то было важным и ребёнок знал, что вы будете ждать его возвращения, прежде чем открыть это. Таким образом у ребёнка появляется сразу два важных чувства: мама обязательно вернётся и мама верит, что я сохраню ключик, доверяет его мне. 

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
  • Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Персональный сайт педагога-психолога
Комментарии: 1
  1. how to check someone recent followers on instagram

    Hi there, this weekend is pleasant for me, because this
    point in time i am reading this wonderful educational article here at my residence.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.