«Раньше такого не было» — шепчутся бабушки о воспитании детей современного общество. «Я своих вырастила без всякой там психологии и ничего».
А на самом ли деле ничего? И когда нужно задумываться о психологии ребенка?
Как фанат своей работы, я считаю, что психология ребенка живет вместе с ним еще в утробе матери. Когда вы разговариваете с животиком, гладите его и ждете. Все это влияет на формирование плода и его психологическую составляющую. А, также, банальная фраза о том, что «счастливая мама — счастливый малыш» — это тоже психологический аспект.
Перейдем к особенностям:
Рождаясь на свет, малыш остается таким же беспомощным, но более уязвимым чем в животе. Он родился и ему необходимо время, чтобы адаптироваться к окружающему миру. Для него все новое, ведь до этого он был в животике, а там все по-другому. Поэтому, иногда, дети плачут, и не все мамы понимают, что это не из-за боли, а адаптация. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления. Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.
Младенческий возраст начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.
- он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
- он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.
На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.
На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.
К 6 месяцам ребенок познает мир через предметы (тянется к ним, берет в руки, тащит в рот). Теперь мало просто эмоций, малыш ждет совместную деятельность — совместная простейшая игра, которая сопровождается речью мамы. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними. Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.
К 1 году жизни ребенок узнает себя в зеркало, играет с мамой, эмоционально откликается на близких людей.
Мама — первое слово, важное слово в каждой судьбе.
Хорошая статья.
читайте с удовольствием