Тема тревожности ребенка актуальна, давайте посмотрим как с помощью метода наблюдения и опросника Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко можно определить уровень тревожности.
Опросник предназначен для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей и сопоставления их ответов.
Процедура проведения:
Родителям (воспитателю/педагогу) предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне тревожности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень тревожности ребёнка).
Опросник:
1 Не может долго работать, не уставая.
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5 Смущается чаще других.
6 Часто говорит о напряженных ситуациях.
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8 Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9 Руки у него обычно холодные и влажные.
10 У него нередко бывает расстройство стула.
11 Сильно потеет, когда волнуется.
12 Не обладает хорошим аппетитом.
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14 Пуглив, многое вызывает у него страх.
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16 Часто не может сдержать слезы.
17 Плохо переносит ожидание.
18 Не любит браться за новое дело.
19 Не уверен в себе, в своих силах.
20 Боится сталкиваться с трудностями.
Интерпретация:
Высокий уровень тревожности — 15 — 20 баллов;
Средний уровень тревожности — 7 — 14 баллов;
Низкий уровень тревожности — 1 — 6 баллов.